Этнофестиваль «Терисакканская весна»
Терисаккан в прямом переводе означает «река текущая наоборот». Некоторые люди так и понимают и потому спрашивают: «это правда?». На самом деле слово «терис» у тюрков означает северный полюс, северную сторону. Если основные девять рек Улытау текут на запад, юг и восток, то только река Терисаккан течет на север и впадает в Северный ледовитый океан через реки: Есил, Тобол, Ертыш, Объ.
В Евразийском пространстве пожалуй, подобный праздник «Сватание жеребца» сохранился только в селе Терисаккан. Конечно, весной и в других местах доят кобыл, но здесь в Терисаккане, на земле Улытау, он проходит как праздничное мероприятие, как весенний фестиваль. Скорее всего, корни этого праздника уходят еще в далекую эпоху бронзы, в культ плодородия.
Жители села к этому событию начинают готовится еще зимой. Хозяева табунов заранее начинают искать для своего табуна достойного жеребца. Табунов в относительно небольшом селе, всего 50 домов, больше чем где-либо в Улытауском районе: 23 табуна, и в каждом не менее 25 голов. К хозяевам лучших жеребцов сватаются многие, приглашают часто в гости, подарки дарят, заводят дружбу, пытаются заранее договориться по поводу обмена жеребцами.
Дело в том, что в табуне каждый два года вынуждены менять жеребцов, так как они не спариваются со своими питомцами. Это одно из многих лучших качеств лошадей. Иногда жеребцов ищут в соседних селах, а некоторые едут свататься даже в Тургайские степи.
И, наконец когда завершается распределение жеребцов, хозяева за два месяца закрывает его в кошаре и откармливают. В день «брачного дня» жеребца запускают в табун. Но до этого момента происходит несколько обрядов и обязательных ритуальных действий. Возможно в других местах это происходит по другому, но в селе Терисаккан проводят следующие обряды. С пастбища пригоняют лошадей. Собирается народ: пожилые, молодые, дети, снохи, зятья, внуки, в общем «от малого до великого». На поляне накрывается дастархан. На нем обязательно присутствует желтое масло, вареная сметана, баурсаки, лепешки, айран. Аксакал дает благословление. Начинается «нокталау», то есть надевают уздечки на жеребят. Затем их привязывают на длинный канат, закрепленный к земле железными колами. В табуне жеребят бывает в среднем 15 голов. Женщины обмазывают маслом хвост жеребят и железные колья, держащие канат. При этом приговаривают «байлар көп болсын, ақ мол болсын», «пусть будет больше богатых, приумножится молоко.
Затем жеребят по одному подводят к кобылам и вскармливают, после чего доят кобыл. При подводе жеребят к матери основание хвоста жеребят почесывают. Но значения этого действия никто не мог объяснить. В жизни многие действия мы делаем автоматически, не задумываясь над смыслом и значением.
Наконец самое главное событие праздника – это когда выпускают жеребца. Он энергично устремляется в табун, с громким ржанием оповещая свое присутствие. Обнюхивает землю вокруг табуна, определяя готовность самок к спариванию. Но видимо у лошадей как у людей, самки сразу не подпускают к себе, требуя нежного ухаживания. Весь народ «от великого до малого» наблюдают за событием «лошадиной любви» с волнением, переживает за своих любимцев. Ведь от жеребца зависит сохранность и приумножение табуна. Лошади – это единственное богатство терисаканцев. В селе нет производства и последние несколько лет нет урожая зерновых из-за засухи.
Особенность фестиваля в Терисаккане в том, что обряд «Бие байлау» проводится здесь на протяжении столетий, как правило в начале мая. В обряде участвует все население Терисаккана. Этот обряд связан с древним культом плодородия, и его ритуальная архаика сохранилась в степном Евразийском пространстве только в селе Терисаккан в форме традиционного весеннего праздника кочевников. Здесь особо выделяется и культ коня. Священное поклонение коню известно по археологическим свидетельствам с эпохи бронзы. Лошади Терисаккана необычны по своей красоте, цветовой масти.